Поэзия стекла и света

Поэзия стекла и света

С тех пор, как люди научились изготавливать цветное прозрачное стекло, витраж как элемент искусства и декора прочно вошел в европейскую культуру. Изготовление витражей — искусство сложное, многосоставное, за годы своего существования накопившее огромное количество секретов.

Несмотря на то, что технологическая революция во многом изменила производство стекла, а также условия и способы работы с ним, в этом деле продолжает оставаться множество тонкостей, доступных лишь талантливым мастерам, умеющим видеть жизнь в цвете и свете.

Современный витраж ориентируется как на древние традиции, так и на новейшие технологические достижения, позволяющие усложнять рисунки, создавать редкие оттенки стекла. Но, даже опираясь на научные и производственные открытия, мастера стараются сохранять дух,соблюдать традиционные и исторические требования. Изготовление витражей предполагает кропотливую работу, внимательное отношение к каждому , поскольку даже при массовом заказе каждый представляет собой уникальное произведение.

В витраже всегда было что-то таинственное. Хотя эта таинственность легко объяснялась, к ней всегда относились с трепетом и уважением. В темноте витраж угасал, тускнел — с первыми лучами солнца оживал, а когда солнце било в него своими лучами, он играл, веселился, пестрел. Игра цветных стекол в свете солнечных лучей казалась божественной. Недаром витражами украшали церкви, соборы, монастыри. Чаще всего его использовали как окно. Но помимо  окон были также и витражные двери и панно, украшающие интерьеры. Небольшие витражи заключались в рамы как картины. Многие из них были не менее выразительными, чем живописные полотна.

В качестве основы выбирались как сложные диковинные орнаменты, так и религиозные сюжеты из Библии и священных писаний. Витражи устраивали на разных уровнях, на разной высоте, что по-разному преломляло солнечные лучи, привнося в атмосферу собора дух религиозной загадочности. Естественно, что к таким работам допускались только мастера высокого класса, не просто ремесленники, а художники, создающие богатые и сложные картины. Особенно впечатляющие витражи создавались в средневековье — на фоне суровой готики они выглядели как настоящая сказка. Роскошь Возрождения приподняла искусство изготовления витражей на абсолютно новый уровень самостоятельного искусства, а не вспомогательного декора. Каждая страна внесла в развитие  искусства свой вклад.

Российские витражи имеют не такую долгую историю, но зато среди них есть настоящие шедевры. Традиция изготовления витражей никогда не прерывалась, но сегодня это искусство испытывает настоящее возрождение. Оно востребовано на разных уровнях. Сегодня украшают общественные здания и частные особняки. Витражи заказывают для оформления дорогих ресторанов и концертных залов. При реставрации древних храмов многие  приходится изготавливать заново. Вот когда современным витражникам непременно нужны именно старинные секреты.

Многие мастерские принимают заказы на изготовление витражей и  окон. Разработка  проектов ведется с учетом пожеланий заказчика и современных возможностей. Это дело востребовано, оно пользуется спросом. Когда-то одну из своих книг поэт Андрей Вознесенский назвал «Витражных дел мастер», сравнивая мастерство  с поэзией. И в этом сравнении великий поэт был, безусловно, прав. Витражных дел мастера вносят в нашу жизнь поэзию. Поэзию стекла и света.

Comments are closed